Заинтересованность УО в предоставлении раскрываемой информации всем, кто ее запрашивает.
Управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК (не заключившие договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией) в силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ обязаны обеспечить свободный доступ к информации:
- об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности;
- об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;
- о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт раскрытия) определено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Зачем законодатель установил столь широкий круг лиц, которые могут ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию?
Не беремся утверждать, но предположим, что такая мера вызвана, в том числе, желанием развития конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами.
Может показаться, что конкуренции среди жилищных объединений быть не может, т.к. такое объединение создается для управления одним МКД. Однако жители МКД, изучив сведения, раскрытые ТСЖ, работающим в соседнем доме, могут всерьез задуматься о необходимости создания ТСЖ и в своем доме, т.е. конкуренция возникает не среди самих ТСЖ и других жилищных объединений, а в глобальном смысле – способ управления МКД – товариществом собственников жилья конкурирует со способом управления МКД – управление управляющей организацией.
Пунктом 5 Стандарта раскрытия, определено, что управляющие организации раскрывают информацию путем:
- Обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
- Опубликования в полном объеме в официальных печатных СМИ, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность.
Данным способом информация раскрывается в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет.
- Размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации.
- Предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта, где размещена информация (п. 17 Стандарта раскрытия).
Если предположить, что показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации достойны похвалы, то УО в имеет возможность в нескольких источниках одновременно совершенно бесплатно размещать практически рекламу о себе, т.к. согласно п. 3 Стандарта раскрытия в общем доступе должны быть размещены:
- общая информация об УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
- перечень МКД, управление которыми осуществляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень МКД, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень МКД, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень МКД, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
- общая информация о МКД, управление которыми осуществляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес МКД, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, конструктивные и технические параметры МКД), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД;
- информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
- информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
- информация об использовании общего имущества в МКД;
- информация о капитальном ремонте общего имущества в МКД. Эти сведения раскрываются УО по решению общего собрания собственников помещений в МКД на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в МКД фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
- информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, результатах (решениях) таких собраний;
- отчет об исполнении УО договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
- информация о случаях привлечения УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, должностного лица такой организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Т.е., разместив перечисленную информацию в рамках исполнения положений ЖК РФ и Стандарта раскрытия УО фактически сообщает неограниченному кругу лиц какие виды работ и за какое вознаграждение она выполняет. Разве не это является конечно целью размещения рекламы о себе?
Необходимо учитывать, что информация о привлечении управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД может стать антирекламой, так что целесообразно исключить возможные нарушения при управлении многоквартирными домами.