Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Как получить лицензию на управление МКД

Актуально на 15 мая 2023

Мария Анестратенко, ведущий эксперт в сфере ЖКХ

Анна Лежнина, главный редактор справочной системы «Управление МКД», член подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью

В рекомендации разъяснили, кому обязательна лицензия на управление МКД, как ее получить и в каких случаях могут отказать.

Чтобы получить лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД:

Внимание

Лицензирование деятельности по управлению МКД стало обязательно для всех с 1 мая 2015 г. 

Это устанавливает ч 1 ст. 7 Закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 255-ФЗ).

Если УО начнет деятельность по управлению МКД без лицензии, ей грозит штраф 250 000 руб. (ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП). 

Кто обязан получать лицензию на управление МКД

Лицензию обязаны получить все организации и индивидуальные предприниматели, которые планируют управлять МКД на основании договора управления. Это устанавливают ч. 1, 2 статьи 192 ЖК. При этом лицензированию подлежит не сама УО, а деятельность по управлению МКД. Это устанавливает ч. 1.3 статьи 161 ЖК. Если УО не управляет домом по договору управления, то получать лицензию не нужно. 

Например, без лицензии можно выполнять работы по ремонту МКД на основании договора подряда с собственниками при непосредственной форме управлении домом.

Лицензию выдают сроком на пять лет. По истечении этого срока её необходимо продлить в порядке, утвержденном пунктом 17 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства от 28.10.2014 № 1110  (ч. 4 ст. 192 ЖК).

ТСЖ, ЖСК, ЖК лицензия на управление МКД не требуется в отличие от УО. Это устанавливает ч. 1.3 статьи 161 ЖК.

Ситуация

Обязана ли УО, работающая по договорам ремонте общего имущества МКД, получить лицензию на управление МКД

Организация, у которой нет заключенных договоров управления МКД, не осуществляет деятельность по управлению МКД, следовательно, не обязана получать соответствующую лицензию.

Организация, оказывающая услуги и выполняющая работы на основании договора о содержании и ремонте общего имущества в МКД, не является УО.

Под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение работ или оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД (ч. 2 ст. 192 ЖК).

Ситуация

Обязательно ли государственным УО получать лицензии на управление МКД

Да, обязательно.

Из совокупности положений частей 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса следует, что деятельность по управлению МКД осуществляется УО на основании лицензии.

Под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение работ или оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.

Особенностей, связанных с необходимостью получения лицензии, в зависимости от формы собственности юридического лица и его организационно-правовой формы Жилищный кодекса не устанавливает. 

Таким образом, единственным критерием, позволяющим определить необходимость получения лицензии на управление МКД, является наличие заключенного договора управления МКД.

Ситуация

Установлен ли особый порядок получения лицензии на управление МКД для государственных УО

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении определен в статье 194 Жилищного кодекса и является одинаковым для всех организаций независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

Ситуация

Нужно ли УО получать лицензию для управления МКД, если собственники помещений оплачивают коммунальные услуги напрямую РСО

Оплата собственниками помещений в МКД коммунальных услуг напрямую РСО при способе управления МКД управляющей организацией не освобождает УО от получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Такая лицензия выдается УО не на конкретный дом, а в целом на осуществление указанной деятельности. Этот вывод можно сделать, руководствуясь частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса.

В случае выбора способа управления МКД управляющей организацией общим собранием собственников помещений в МКД с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления МКД УО (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса):

Внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений и нанимателями жилых помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед УО. Перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества отвечает УО. Это установлено частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса. То есть внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО не является отказом собственников от договора управления или изменением способа управления МКД.

Ситуация

Если руководитель УО получил квалификационный аттестат, то получает ли автоматически сама УО лицензию на управление МКД

Нет, не получает.

Тот факт, что руководитель УО получил квалификационный аттестат, — это не единственное условие для выдачи лицензии на управление МКД управляющей организации. Это лишь одно из требований, предъявляемых к соискателям лицензии на управление МКД.

Как собрать информацию для получения лицензии

Лицензирование деятельности по управлению МКД осуществляют органы ГЖН субъекта РФ — лицензирующий орган. Это предусмотрено пунктом 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее — Положение № 1110).

Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выдается лицензирующим органом на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Это установлено частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса.

Лицензиату нужно узнать:

Также посетите сайт органа, который занимается выдачей лицензий. Можете съездить на консультацию для выяснения неясных моментов, если они возникли.

Каковы лицензионные требования

Перед подачей документов выясните, соответствует ли организация лицензионным требованиям для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД. Эти требования необходимо соблюдать в течение всего периода деятельности по управлению МКД.

Лицензионные требования установлены частью 1 статьи 193 ЖК и пунктом 3 Положения № 1110. Также Правительство должно утвердить перечень грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 ЖК).

УО должна соответствовать 11 лицензионным требованиям:

Внимание

юридические лица или ИП, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к управлению МКД не допускаются.

 

Лицензионные требования установлены частью 1 статьи 193 ЖК и пунктом 3 Положения № 1110. Также Правительство должно утвердить перечень грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 ЖК).

Восемь нарушений лицензионных требований относят к грубым. За них УО могут лишить права управления одним домом или всеми сразу. Например, грубое нарушение лицензионных требований – долг перед РСО, который равняется или превысил две среднемесячных величины обязательств по оплате (подп. «д» п. 4(1) Положения № 1110). В таблице мы привели полный перечень грубых нарушений и указали санкции по ним (п. 4(1), 4(2) Положения № 1110).

Таблица 1. Перечень грубых нарушений лицензионных требований

Лицензионное требование

Грубое нарушение лицензионного требования

Санкции за нарушение1

Соблюдение требований по оказанию коммунальных услуг, выполнению работ и услуг по содержанию МКД

Причинили вред жизни или тяжкий вред здоровью граждан, что подтверждено решением суда (подп. «а» п. 4(1) Положения № 1110)

Исключат сведения о МКД, в отношении которых выявили грубые нарушения, — если в течение 12 месяцев со дня назначения штрафа за нарушение лицензионных требований УО повторно совершит нарушение

Не проводили испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку таких систем (подп. «б» п. 4(1) Положения № 1110)

Не заключили в течение 30 дней с даты начала исполнения договора управления МКД договор о содержании ВДГО и договор на обслуживание, ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов. Исключение — лицензиат самостоятельно обслуживает и ремонтирует лифты, подъемные платформы (подп. «в» п. 4(1) Положения № 1110)

Исключат сведения обо всех МКД, которыми управляет УО, — если в течение 12 месяцев со дня назначения штрафа за нарушение лицензионных требований УО повторно совершит нарушение

Исполнение обязанностей по договору управления МКД

Не заключили в течение 30 дней с даты начала исполнения договора управления МКД договоры с РСО на приобретение КР на СОИ (подп. «г» п. 4(1) Положения № 1110)

Исключат сведения о МКД, в отношении которых выявили грубые нарушения, — если в течение 12 месяцев со дня назначения штрафа за нарушение лицензионных требований УО повторно совершит нарушение

Накопили долг перед РСО, который равняется или превысил две среднемесячных величины обязательств по оплате (подп. «д» п. 4(1) Положения № 1110)

Не передали или нарушили порядок передачи технической и иной документации на МКД, ключи от МОП, электронные коды доступа к оборудованию, которое входит в состав ОИ в МКД, при смене УО или способа управления МКД (подп. «е» п. 4(1) Положения № 1110)

Исключат сведения обо всех МКД, которыми управляет УО, — если в течение 12 месяцев со дня назначения штрафа за нарушение лицензионных требований УО повторно совершит нарушение

Нарушили требования к организации аварийно-диспетчерского обслуживания (подп. «з» п. 4(1) Положения № 1110) — требование применяется с 1 марта 2019 года

Исключат сведения о МКД, в отношении которых выявили грубые нарушения, — если в течение 12 месяцев со дня назначения штрафа за нарушение лицензионных требований УО повторно совершит нарушение

Исполнение требований к прекращению управления МКД

Не прекратили управлять МКД в течение трех дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта. Исключение — лицензиат продолжает управлять МКД по требованиям части 3 статьи 200 ЖК (подп. «ж» п. 4(1) Положения № 1110)

Исключат сведения обо всех МКД, которыми управляет УО, — если в течение 12 месяцев со дня назначения штрафа за нарушение лицензионных требований УО повторно совершит нарушение

1 Санкции применяются с 6 октября 2018 года (п. 2 постановления Правительства от 13.09.2018 № 1090).

Ситуация

Какая административная ответственность предусмотрена за управление МКД с нарушением лицензионных требований

Управление МКД с нарушением лицензионных требований влечет административное наказание (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП):

Учтите, что с 6 апреля 2022 года, если должностное лицо или другого сотрудника УО уже наказали за нарушение, то управляющую к ответственности не привлекут. Аналогично, если оштрафовали УО, ТСЖ, ЖСК, ее должностное лицо или другого работника наказывать не будут. Такие правила предусмотрены частями 45 статьи 2.1 КоАП. Правила работают, если УО, ТСЖ, ЖСК приняли все необходимые меры, чтобы не допустить нарушение. 

Лица, которые ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица

Ситуация

Какая административная ответственность предусмотрена за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований

За управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований грозит (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП):

Учтите, что с 6 апреля 2022 года, если должностное лицо или другого сотрудника УО уже наказали за нарушение, то управляющую к ответственности не привлекут. Аналогично, если оштрафовали УО ее должностное лицо или другого работника наказывать не будут. Такие правила предусмотрены частями 45 статьи 2.1 КоАП. Правила работают, если УО, ТСЖ, ЖСК приняли все необходимые меры, чтобы не допустить нарушение

Ситуация

Распространяются ли требования о тождественности названий на УО, если такое же название имеют несколько УО в области

Да, распространяются.

Тождественность или схожесть до степени смешения фирменного наименования УО с фирменным наименованием другой УО, право которой на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее, — нарушение лицензионных требований (п. 1.1 ч. 1 ст. 193 ЖК).

При схожем названии новую УО могут привлечь к административной ответственности за нарушение лицензионных требований. Также орган ГЖН выдает предписание устранить нарушения и внести изменения в учредительные документы УО.

Если УО не выполнит такое предписание органа ГЖН, суд может принять решение об аннулировании лицензии УО. Это следует из части 5.1 статьи 198, частей 12 статьи 199 ЖК.

УО, наименование которой на 11 января 2018 года не соответствует лицензионному требованию, если она получила лицензию позже УО с тождественным наименованием, обязана внести изменения в свои учредительные документы до 11 июля 2018 года. Такое требование установлено частью 8 статьи 5 Закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ.

Каков размер государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

За предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД уплачивается государственная пошлина в размере 30 000 руб. Она установлена пунктом 134 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.

Внимание

До 31 декабря 2023 года за получение лицензии госпошлину уплачивать не нужно. Правило предусмотрено пунктом 9 постановления Правительства от 12.03.2022 №  

Если УО уже уплатила пошлину с 1 до 26 января 2023 года, она вправе обратиться за ее возвратом

 

Ситуация

Каков размер государственной пошлины за переоформление лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

За переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами уплачивается государственная пошлина в размере 5000 руб. (п. 134 ч. 1 ст. 333.33 НК).

Как подать заявление о предоставлении лицензии

С 1 июля 2022 года для получения лицензии представьте в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа. Это можно сделать с помощью единого портала Госуслуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг (п. 5 Положения № 1110). 

Заявление представляется по установленной форме и подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица либо ИП. Это закреплено частью 1 статьи 13 Закона № 99-ФЗ. Примерная форма заявления утверждена Приложением к Методическим рекомендациям по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным приказом Минстроя от 28.02.2022 № 125/пр.

Также могут понадобиться (на  примере Москвы):

 

В какие сроки рассматривается заявление о предоставлении лицензии

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня его приема. Это установлено частью 1 статьи 194 Жилищного кодекса. Данный срок при необходимости может быть продлен по решению лицензирующего органа, но не более чем на 30 дней.

Каковы основания для возврата заявления о предоставлении лицензии

Возврат заявления осуществляется в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ. Это предусмотрено пунктом 7 Положения № 1110.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов лицензирующий орган принимает решение:

Соискатель лицензии в 30-дневный срок должен представить:

Если эти несоответствия не будут устранены, ранее представленное заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.

Это предусмотрено частями 9 и 10 статьи 13 Закона № 99-ФЗ.

Как проходит оценка соответствия лицензионным требованиям

После подачи и приема заявления в рамках оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям лицензирующий орган проводит межведомственный запрос сведений, находящихся в распоряжении:

Сведения запрашиваются в порядке, установленном Законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с постановлением Правительства от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»:

а) с Федеральным казначейством для получения сведений об уплате госпошлины;

б) ФНС  для получения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

в) МВД для получения сведений о наличии (об отсутствии) у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) Минстроем для получения сведений о наличии или отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре дисквалифицированных лиц.

Это предусмотрено пунктами 8 и 9 Положения № 1110.

Как принимается решение о предоставлении лицензии

В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе осуществляет проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. По результатам проверки в силу пункта 10 Положения № 1110 принимается решение:

Такое решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Как выдается лицензия

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением) лицензирующего органа о предоставлении лицензии. Данные документы подписываются одновременно руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.

Лицензию направляют в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом следующими способами:

Это предусмотрено статьей 14 Закона № 99-ФЗ.

Ситуация

Сколько действует лицензия на управление МКД

Лицензия действует только на территории субъекта, в котором она была выдана. Передавать ее третьим лицам запрещено.

Лицензии, выданные до 11 января 2018 года, не были ограничены сроком действия. Однако их действие тоже ограничили — они будут действовать до 1 июня 2023 года. Такое правило следует из части 7 статьи 5 Закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ (в редакции Закона от 21.11.2022 № 463-ФЗ).

Ситуация

Когда нужно переоформить лицензию, если УО изменила адрес местонахождения

У вас есть 15 рабочих дней со дня, когда сменили адрес, чтобы подать заявление в ГЖИ. Обязанность установлена частью 1 статьи 18 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, пунктом 18 Положения № 1110.

Внимание

В 2023 году УО не нужно переоформлять лицензию, если изменился адрес юрлица, место жительства ИП, место осуществления деятельности, юрлицо переименовали или реорганизовали (пункт 5 постановления Правительства от 12.03.2022 № )

Каковы основания для отказа в выдаче лицензии

Основания отказа соискателю в предоставлении лицензии (ч. 2 ст. 194 Жилищного кодекса):

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении:

Это установлено частью 6 статьи 14 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Внимание

уведомление об отказе в предоставлении лицензии может быть направлено в форме электронного документа, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость такого предоставления

Это устанавливает ч. 9 ст. 14 Закона № 99-ФЗ

Необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии, созданной в соответствии с требованиями Жилищного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (членов лицензионной комиссии) в размере от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 19.6.2 КоАП).

Ситуация

Вправе ли УО повторно подать заявление о предоставлении лицензии на управление МКД после того, как ей отказали

Да, вправе.

Законодательство не ограничивает УО в количестве раз для подачи заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД. После получения отказа в предоставлении лицензии УО целесообразно устранить выявленные нарушения и вновь подать заявление на получение лицензии в установленном порядке.

По результатам рассмотрения заявления соискателя о предоставлении лицензии орган ГЖН осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Это установлено частью 1 статьи 194 Жилищного кодекса.

При этом если до получения лицензии собственники помещений в МКД выбрали иной способ управления данным домом или иную УО, то в силу положений части 3 статьи 161 Жилищного кодекса сведения о таком доме не могут быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ как о доме, управление которым осуществляет лицензиат. 

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://vip.1umd.ru

Дата копирования: 15.05.2023